НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА

ПРИНЦИПЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ИЗДЕЛИЙ
И УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ С ПОМОЩЬЮ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ
- "Повысить прибыль можно либо за счет сокращения издержек,
либо за счет увеличения выручки." -
 
ЗАДАЧИ

1. СНИЖЕНИЕ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО С СОХРАНЕНИЕМ КАЧЕСТВА ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ

2. УЛУЧШЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ, ЭРГОНОМИЧЕСКИХ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЕЁ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Актуальность применения принципов промышленного дизайна для оптимизации производственного цикла

В рамках создания новой стратегии развития российской промышленности наиболее важным аспектом становится развитие проектных направлений, в том числе промышленного дизайна, на который возлагаются задачи, связанные с проектированием и производством товаров бытового назначения, продуктов специального машиностроения, станкостроения.

Международный опыт показывает, насколько большую роль в развитии экономики может играть центр промышленного дизайна в рамках «Ассоциации промышленных дизайнеров». Дизайн является инструментом развития промышленного потенциала, и применяется в качестве одной из основных сил государственной политики в сфере производства во многих развитых странах мира, прежде всего, в скандинавских странах, Соединенных Штатах Америки, Великобритании, Японии.

По оценке Philip М.Parker и  INSEAD, потенциальный объем рынка услуг промышленного дизайна в Российской Федерации в 2012 году оценивается в 154,3 млн. долл., что составляет 1, 67% от общего потенциального объема рынка услуг промышленного дизайна в мире. По прогнозам  Philip М.Parker и  INSEAD, к 2016 году этот показатель увеличился до 1,77% и составил 188,63 млн. долларов. Регионами-лидерами по объемам рынка услуг промышленного дизайна являются Москва (44,26 млн. долл.) и Санкт-Петербург (24,78 млн. долларов). Регионы, занимающие третью и четвертую позицию по объемам рынка имеют значительно более низкие показатели: Нижний Новгород (7,10 млн. долл.) и Новосибирск (7.09 млн. долл.).

«Дизайн является инструментом развития промышленного потенциала, и применяется в качестве одной из основных сил государственной политики в сфере производства во многих развитых странах мира, прежде всего, в скандинавских странах, Соединенных Штатах Америки, Великобритании, Японии».


Значение промышленного дизайна для экономики

Нередко отмечается, что государственная политика в сфере промышленного дизайна, существенно влияет на развитие экспортных направлений, а так же увеличивает привлекательность промышленных предприятий для инвестиций. Современные условия все больше вовлекают промышленный дизайн в процесс стратегического развития на макро уровне. Так, в своем выступлении от 10.08.2012 посол Финляндии в России Ханну Химанен заявил «Сегодня дизайн становиться важнейшим инструментом не только в области экономики, но и государственной политики». Изменение роли дизайна в мире очевидно, и в первую очередь, исходя из следующих условий:

  • быстрый рост разделения труда и формирование в индустриально-развитых странах су­щественного сектора специалистов, занятых в данной сфере (например, в ЕС число непосредственно занятых оказанием услуг только в сфере промышленного дизайна оценивается более чем в 400 тыс. человек);
  • глобализация экономики и осознание необходимости совершенного дизайна поставляе­мой продукции для входа на наиболее развитые рынки;
  •  рост сложности выпускаемой продукции и необходимость дизайнерских решений, облегчающих ее использования

Самыми крупными по объемам в относительных показателях  и самыми развитыми являются рынки США, Западной Европы и Японии. При этом весьма крупными центрами потребления предметов дизайна в абсолютных показателях стали страны Азии, прежде всего, Китай. Сегодня выход практически на любой относительно развитый рынок, с каким бы то ни было товаром, требует от поставщика соответствия дизайна продукции требованиям стиля, утвердившегося на рынке: принципам конструктивных решений; особенностям декоративно-художественного оформления; системе символических значений, приписываемым вещам. Особенно жесткие требования к поставщикам предъявляются в центрах рынков предметов дизайна. Страны-экспортеры уделяют пристальное внимание развитию промышленного дизайна как инструменту повышения рыночной эффективности своих производств. 

Оценивая структуру рынка, можно сказать, что промышленный рост напрямую связан с развитием промышленного дизайна и применением его принципов на практике. Так стремительно растущие азиатские рынки на сегодняшний день имеют наиболее динамично развивающуюся структуру проектных бюро, а так же выстраиваемую систему подготовки специалистов дизайнеров.  Анализируя опыт стран активно развивающих программы по развитию промышленного дизайна, можно с уверенностью говорить о том, что развитие промышленного комплекса, а так же выход Российской продукции на внешние рынки и процесс по «импортозамещению» невозможен без развития структуры промышленного проектирования. В этой связи создание центра промышленного дизайна в рамках «Ассоциации промышленных дизайнеров», является не только желательным, но и необходимым шагом.

«Оценивая структуру рынка, можно сказать, что промышленный рост напрямую связан с развитием промышленного дизайна и применением его принципов».


СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

В настоящее время Россия встраивается в систему правил, по которым развивается мировая экономика и вместе с тем осуществляет процесс . Восстановление и реструктуризация промышленных предприятий ставит новые задачи и открывает  проблемы, которые накопились за последние десятилетия. Возрастает необходимость реформировать проектно-производственный сегмент машиностроительной отрасли.

         На протяжении долгого времени в нашей стране система отношений проектировщиков и производящие отрасли определялась спецификой «командной экономики», с этим связанна специфическая структура проектных бюро, центричность системы управления проектными отделами на предприятиях, специфическое понимание проблемы «общественного заказа». В 1990-е годы наша страна пережила реструктуризацию экономической модели, вместе с этим изменились связи промышленных предприятий с проектными организациями. Прежние связи были нарушены, упразднены регулирующие институты. Сегодня мы находимся в новой точке отсчета, вместе с восстановлением наукоемких производств и промышленности в целом, организуются новые условия для создания системы проектных организаций.

Сейчас на мировых рынках происходят значительные изменения.

К основным изменениям следует отнести формирование у потребителя запросов к качеству продукции:

технологическое качество;

функциональное качество;

эргономическое качество;

эстетическое качество.

Так же важную роль приобретают критерии:

экологичность;

возможность  обновления;

энерго и ресурсосбережение;

многофункциональность.

В связи с этими факторами растет конкуренция не только на рынке потребительских товаров, но и на рынке специального машиностроения, авиации, судостроения. На первый план выходит оптимизация технологических процессов, которая включает: появление типового дизайна, позволяющего на основе типовых решений проектировать и производить уникальную продукцию; расширение возможностей модульного конструирования; внедрение управления жизненным циклом изделия (PLM); внедрение автоматизированных сквозных систем проектирования и управления.

Появление новых требований к конечной продукции обусловлено изменением характера спроса и особенностями развития мировой экономики и связанной с ней институциональной базой. На первый план выходят требования по повышению энергоэффективности и экологичности выпускаемой продукции, интеллектуализация продукции (в том числе смарт-грид системы, самопрограммируемые производственные среды и проч.)

СИСТЕМА ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ

Центр обеспечивает процесс, посредством которого, новая идея, разработка или технология превращается в коммерческий продукт. Центр осуществляет связь между создателями высокотехнологичного продукта с потребителем по средствам  дизайн-обеспечения идеи или научной разработки. В данном случае «трансфер технологий» понимается как «продвижение» инновационной идеи к ее воплощению. Именно Центр обеспечивает связь между потребителем и учеными в передаче технологии, адаптируя ее к реальному применению. Трансфер технологий, включает в себя коммерциализацию научных разработок, то есть, передачу новой технологии (инновации) в коммерческое использование, а также распространение уже существующих технологий. Дизайн также обеспечивает межотраслевые связи, которые могут изменить направление развития отраслей. Источником технологий могут стать химическая промышленность (технологии материаловедения), радиоэлектронная промышленность (бортовые системы, навигационные системы, электроника, информационные технологии), транспортное машиностроение (топливные системы, корпусный дизайн, модульная сборка), станкостроение и робототехника и другие.

Центр передает технологии не только путем их внедрения, но и по средствам обеспечения контакта внутри Центра, на уровне «Технопарка», а так же на уровне всего научного сообщества.  Кроме того, Центр является организатором научных мероприятий, где в персональных контактах и свободном обмене информацией возникает взаимный обмен необходимыми знаниями. Так же функциональная схема Центра предполагает совместную работу с компаниями, развивающими свою деятельность в смежных областях: социологии, экономики, инженерии, других наукоемких исследованиях.

Центр осуществляет «внутренний трансфер», по средствам передачи технологии от одного подразделения Центра к  другому.

Центр осуществляет «квазивнутренний трансфер», то есть, способствует  движению технологий внутри «технопарка».

Центр осуществляет «внешний трансфер», то есть, активизирует процесс распространения технологии, в котором участвуют независимые разработчики и потребители технологий.

Способы и средства выполнения задач в различных областях промышленного производства с помощью дизайн - проектирования в рамках Центра ассоциации промышленных дизайнеров 

Задача 1:

СНИЖЕНИЕ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО С СОХРАНЕНИЕМ КАЧЕСТВА ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ.

Сокращение издержек:

1. Оптимизация технологических решений и процессов:
1.1. Стандартизация конструктивных решений продукта производства при создании дизайн-проекта; 
пример: упрощение схемы сборки корпуса изделия за счет замены крепёжных элементов
результат: ускорения процесса ручной сборки изделия
1.2. Технологическая продуманность формообразования и конструктивного решения
1.3. Модульное конструирование
1.4. Типовые решения дизайн-проекта
1.5. Унификация

2. Трансфер технологий
3. Разработка системы транспортировки / уменьшения размеров упаковки изделия или изменения ее формы / минимизации объема упаковки - увеличение заполняемости пространства складов и транспортных контейнеров.

  • Пример: Икеа / проектная логистика как модель бизнеса

4. Выбор технологии и материала производства
5. Организация проектной деятельности
пример: выбор принципиальной модели организации проектной деятельности;
результат: сокращение временных издержек на коммуникации и срока разработки за счет профессиональной деятельности проектировщика;


Задача 2: 

УЛУЧШЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ, ЭРГОНОМИЧЕСКИХ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЕЁ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ.

«Уродливое плохо продается!»  
Раймонд Лоуи
Американский дизайнер, основоположник «коммерческого дизайна» - одного из эффективных приемов повышения потребительского спроса на товар.
Этот тезис определяет ценность и задачи дизайна, подчеркивает его коммерческую значимость. Товар должен продавать сам себя — то есть обладать той совокупностью свойств, которая сделает его привлекательным для покупки. По большей части создание этих качеств — забота промышленного дизайна.

Конкуренты
Для того чтобы нашему, российскому производителю встать «на одну полку» с такими конкурентами, надо приложить много усилий. Существенно расширить функционал, предлагать более длительные программы сервисного обслуживания или другие подобные преимущества, то есть многократно компенсировать то, что было «проиграно» другими свойствами продукта.

Но надо думать и о будущем. Если ваш конкурент занимается дизайном, это означает, что он уже сегодня проектирует новый продукт, с которым вам придется конкурировать завтра.

1. Разработка дизайн-проекта изделий и комплексов
1.1. Проектирование бытовой техники и других продуктов бытового назначения;
1.2. Проектирование приборов и инструментов;
1.3. Проектирование машин и агрегатов для заводов и сельскохозяйственных предприятий;
1.4. Проектирование специальных средств транспорта.

2. Проектирование средств визуальных коммуникаций
3. Проектирование промграфики и упаковки


Москва

Кутузовский проспект дом 30

офис 942

Россия

121165